преса

Автор: АНДРЕЙ КОКОТЮХА
Видання: «Комментарии»

Неразгаданный Кожелянко

http://comments.com.ua/?art=1219937466
№137 | 29 августа 2008

Ушел из жизни один из наиболее своеобразных писателей Украины

В начале августа в Западной Украине бушевало наводнение. Обменялись пушечными залпами Грузия и Южная Осетия. В середине месяца в Харькове в одиночестве скоропостижно умер художник Юрий Галич. Через две недели после него на Буковине, тоже в одиночестве, ушел из жизни писатель Василий Кожелянко.

Он прожил 51 год

СЛОБОЖАНСКИЙ художник и буковинский писатель принадлежали к поколению, юность которого пришлась на 1970-е годы. Когда творческие люди выбирали между искусством, нужным для страны развитого социализма, и внутренней эмиграцией. И ощутили возможности для бескомпромиссной реализации творческих замыслов даже не во время агонии режима, а на его руинах. В качестве «молодого поэта» Кожелянко дебютировал, когда ему перевалило за тридцать, в 1994 году. А в прозе — когда исполнилось сорок, в 1997-м.

Будто догоняя утраченное время вынужденного молчания, он стабильно пишет по роману в год. И это не считая пьес, эссе, авторских колонок. При этом его проза не выглядит написанной впопыхах, лишь бы успеть к очередной дате. Романом «Дефиляда в Москве», впервые напечатанном в региональном «Буковинском журнале», Василий Кожелянко не ворвался в литературу, как принято говорить в таких случаях. Он именно вошел в нее: с уверенной заботливостью крестьянина-газды и мудростью и достоинством сорокалетнего зрелого мужчины. Несмотря на ограниченный тираж журнала, прозаический дебют вчерашнего поэта сразу вывел его за рамки и границы так называемой региональной литературы. И доказал по меньшей мере две вещи. Первая — успешность современного писателя в Украине не измеряется гонораром. Вторая — не обязательно перебираться ближе к Киеву и крутиться возле политических партий, чтобы состояться в искусстве.

Возможно, дело в избранном жанре. Кожелянко был первым — и, кажется, остался единственным — кто работал в жанре альтернативной истории, практически не освоенном украинскими литераторами. На самом деле граждане Украины до сих пор очень плохо знают свою настоящую
историю, чтобы быть готовыми воспринимать иное развитие событий. К тому же человек, употребляющий по отношению к истории союз если бы, не просто рискует быть осмеянным, но и должен знать реальную историю лучше читателя. Остается загадкой, как Кожелянко, живя в селе Каменная под Черновцами и принципиально не имея интернета (именно во времена его активного развития написаны наилучшие романы), мог без помощи поисковых систем перелопатить невероятное количество исторической и справочной литературы.

Занимая откровенно проукраинские позиции, иногда даже склоняясь в суждениях и выводах к радикализму, Василию в литературе удалось сделать то, чего за всю реальную историю Украины не смогли сделать ни гетманы, ни политики. В его «Дефиляде...», «Конотопе», «Серебряном пауке» и других книгах украинцы всегда и во всем побеждали, ощущая себя гражданами одного, если не могущественного, то по крайней мере — крепкого государства. Кожелянко сразу признали те, чьи мысли он прочитал и передал: украинцы, которым надоело ощущать себя вечно побежденными и переживать комплекс вторичности и неполноценности.
Почти все, что он успел написать за жизнь, в прямом смысле слова можно назвать ручной работой. Компьютер Кожелянко приобрел лишь немногим более года назад. До этого писал или от руки, или на печатной машинке. Всякий раз стоимость компьютера он переводил в стоимость кирпича — в последние годы начал строиться.

В новый дом Василий Кожелянко при жизни не въехал. Недописанным остался последний роман...

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Нд
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930







230 авторів
351 видань
86 текстів
2193 статей
66 ліцензій