преса

Автор: Татьяна Литвинова
Видання: 24 канал, телеканал

Юрко Покальчук: Мальчики спрашивали, куда это дядя

http://24.ua/news/show/id/64827.htm
13 сентября 2008

«24» публикует одно из последних интервью Юрка Покальчука, данное нашему изданию незадолго до смерти. В последнее время Юрий охотнее всего рассказывал о своей «колониальной жизни» – нескольких сотнях подопечных из Прилукской и Кременчугской колоний для несовершеннолетних.

За последний год в своем блоге на украинском интернет-портале «Мета» Покальчук крайне редко писал о себе. И то скупо, служебно: «съездил туда, побывал там, в ближайших планах то-то». Редкие анонсы литературных и музыкальных фестивалей, пара отчетов о собственных выступлениях. А вот о колониях, о своих подопечных – подробно, с фотографиями и историями, со сдержанными эмоциями и обязательной перепиской с комментаторами.

«24»: Часто приезжаете в колонии?
Юрко Покальчук: Раз в месяц-полтора. И живу по пару дней. Несколько раз пытался делать более длительные перерывы. Каждый раз заканчивалось одним и тем же. Звонит начальник Прилук-ской колонии по воспитательной работе и говорит: «Ну куда же вы пропали, Юрий Владимирович, они спрашивают, куда дядя Юра пропал. Вы ж нас не оставляйте».

Я бы, может, и не вернулся. Но когда увидел, что они наш альманах «Горизонт» без меня сами выпускали два года и упорно писали «главный редактор – Юрко Покальчук», то понял, как они меня ждут. Это было 8 лет назад.

Кто и о чем пишет в альманах?
Сами мальчики и пишут. Стихи, рассказы, некоторые из них рисуют. Раньше «Горизонт» и вовсе был рукописным, теперь выходит в печатном виде. Выпуск каждого номера тиражом 150 экземпляров обходится аж в 2 тысячи гривен. И я постоянно в поиске спонсоров. На один из последних номеров дал БЮТ. Приезжаю с этими деньгами в Прилуки. Так, говорю им, садитесь и рисуйте Юлю, только ж смотрите мне, чтобы красиво. И сидят эти зайки и рисуют Юлю. Восемь работ мы отобрали. Говорю, хорошо нарисуете, так, может, дадут нам деньги до конца года.

Но ведь смешная сумма какая для политиков, меценатов – на год 24 тыс. грн.!
Это такая психология богатых людей. Мне намного проще с людей простых собрать вещи, одежду и отвезти в колонию. Вот ваш фотограф Макс Левин в прошлый раз отдал свои серые штаны для колонии. Обычных людей и уговаривать не надо, а у тех, кто «сильнее нас», приходится просить – сами ничего не дадут.

После выхода книги «Хулиганы» и телевизионного фильма о колонии «Зона особого внимания» что-то изменилось в отношении общества к этим ребятам?
Очень надеюсь. Ведь мальчикам этим еще выходить и жить дальше. И те, кто отсидел небольшой срок, не успели отвыкнуть от нормальной жизни, они готовы вернуться, учиться, что-то менять в себе. Вот один из них буквально вчера звонил – поступил в хороший вуз на юридический, многие звонят, советуются, приезжают ко мне, живут неделями.

А с Зайчиком, который благодаря «Хулиганам» стал национальным героем, поддерживаете отношения?
Конечно! Чудо, что Зайчик вообще вышел. У него срок заканчивался, а идти парню некуда. Пошел я на «Магнолию-ТВ», там меня все знают, и давай они этого Зайчика крутить на всю Украину. И так несколько месяцев. Как вдруг объявляется его бабушка – она откуда-то из Луганской области. А через бабушку и мамашу нашли. Приехала. Я эту маму, которая с сыном несколько лет не общалась, чуть не за шкирки взял, отвел к сыну.
Вы бы посмотрели на его лицо после свидания. Двух слов связать не мог – столько эмоций. И показывает фотографии, которые ему мама привезла: вот, говорит, моя тетя, вот ее ребенок. И это все, что у него есть.

И все истории в книге реальные?
Я ведь в колонию впервые попал как корреспондент газеты. А потом сам не знал зачем, но продолжил записывать их рассказы. Хотя и ничего никогда не пишу необдуманно. Это миф о писателе, который строчит, что бог на душу положит. Но тогда о книге и не думал. Сейчас открываю первый разворот – а там фамилии. И напротив каждой – статья, по которой парень сел. Историю почти каждого я помню. Вот этому дали шесть лет, он в драке был и другому мальчику под Киевом сонную артерию передавил.

Как ваши читатели реагируют на эту книгу?
Недавно было: подходит женщина, настоящая такая гуцулка, с претензией и с понятием, и говорит очень строго: «Юрий, я прочитала вашу книжку, и что я вам хочу сказать...» Я аж весь напрягся – как будто и правда большое значение имело, что эта незнакомая женщина мне скажет. «Я думаю, – говорит она, – что вашу книжку нужно обязательно раздать всем нашим политикам, чтобы они знали, как и чем живет украинское дно». Вот это был комплимент!

Ощущение того, что ты делаешь добро, оно куда больше, чем если бы я что-то с этого имел.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Нд
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930







231 авторів
352 видань
86 текстів
2193 статей
66 ліцензій