преса
Автор: Ольга Кунгурцевф, Всеволод ЦымбалВидання: «Известия в Украине»
«Я напишу сценарий на «Оскар»
http://www.izvestia.com.ua/?/articles/2007/11/14/180905-1714.11.07
Много лет писательница Ирэн Роздобудько работала в стол, никто не печатал ее произведения. Сегодня она — лауреат многочисленных международных и всеукраинских литературных конкурсов: «Коронация слова», премии имени князя Юрия Долгорукова, «Книга года Би-би-си», премии имени Нестора Летописца, а также «Самый продаваемый автор 2006 года». О своей работе и секретах успеха писательница поделилась с корреспондентами «Известий в Украине» Ольгой Кунгурцевой и Всеволодом Цымбалом.
вопрос: Ваша карьера очень похожа на американскую мечту — от корректора многотиражки до самой «раскупаемой» в стране писательницы.
ответ: Об этом мне часто говорили именно в США. Нас, семерых писателей, возили по штатам на встречи с читателями. Вначале я удивлялась такому ярлыку, а потом подумала, что люди по-своему правы. Я ведь была не только корректором, работала еще телеграфисткой, поваром и даже шпрехшталмейстером! (Человек, который объявляет номера в цирке). Так что моя судьба действительно похожа на американскую мечту. Я родилась в обычной семье врача, в стареньком донецком дворике. Жили мы скромно. С детства полностью была предоставлена самой себе. Родители работали в Германии, я жила с бабушкой. В школе вначале училась неплохо, но ближе к выпуску совсем обнаглела, неделями уроки прогуливала. Дома лежала и читала. Каждое утро поверх ночной рубашки напяливала школьную форму для отвода глаз, чтобы не заметили. И только взрослые за порог — я форму вешала обратно в шкаф и прыг под одеяло. Брала сгущенку со сладкой булкой и начинала читать. Благо, книг у нас было много: полные собрания сочинений Золя, Мопассана. Может, я их и не вовремя проштудировала, в 13 лет…
в: Когда вы сами начали писать?
о: Ой, рано. Лет с шести. Однажды в пионерском лагере ребята обнаружили мой заветный розовый блокнотик, начали вслух читать, насмехаясь. Догнала и отлупила их! Но всегда на каком-то интуитивном уровне я чувствовала, что просто обязана высказаться на бумаге. В детстве моим любимым романом был «Мартен Иден» Джека Лондона. И надо же было такому случиться! Сегодня я практически повторяю его судьбу. Правда, Мартин плохо закончил, а я еще хочу пожить да поработать.
На самом деле многие из моих романов написаны более десяти лет назад, но раньше ведь простому человеку без знакомств в издательство было не пробиться. Там свои порядки и «прикормленные» авторы. Поэтому я была широко известна в узких кругах. Но буквально несколько лет назад все вдруг изменилось. Причем с такой скоростью, что страшно стало.
Четыре крупных украинских издательства печатают абсолютно все, что я написала, включая произведения из старых запасов. Меня это удивляет. Только за последний год вышло десять моих книг, не считая сценариев. Недавно компании «Стар Медиа» и «Production UA» закончили съемки телевизионного художественного фильма «Пуговица» по моему роману. Это уже четвертый мой сценарий. Я сама с семи лет мечтала стать актрисой, даже специальный взгляд репетировала. Например, иду «вся из себя» по улице, меня останавливает режиссер. «Девочка, хочешь сниматься в кино?» — спрашивает он. Я глаза томно поднимаю, отвечаю, но не сразу: «Согласна». Правда, с такой хрустальной мечтой быстро распрощалась.
И только в «Пуговице» моя мечта сбылась, 25-лет спустя. Мне позвонил режиссер картины Владимир Тихий: «Быстро надевай вечернее платье и приезжай!» Так я снялась даже не в массовке, в крошечной роли!
в: А сами себя предлагать режиссерам не пытались?
о: Я очень замкнутый человек и совершенно непробивная. Мне тяжело ходить на любые тусовки. Из-за моей стеснительности такая глупая история произошла с Сергеем Юрским! После встречи со зрителями он, как и я, стоял в одиночестве. Да подойти ты, дурочка, не стесняйся, поговори, признайся, что любишь его работы, попроси автограф! Не решилась. А на следующий день подошел ко мне его представитель и рассказал, что Сергею Юрьевичу очень понравилось мое выступление, точнее, как удачно я выкрутилась из неловкой ситуации. Но он тоже не решился первым познакомиться. Зато передал просьбу: подарить мою книгу. Представляете? И так всегда. Мне лучше в сторонке постоять, нежели привлекать внимание, тянуть на себя одеяло.
в: Вы сами пишете сценарии по своим романам или отдаете редакторам, чтобы не возиться?
о: Только сама! В жизни никому свою книгу не доверю. Хотя труд сценариста неблагодарный. Но это вполне нормально, ведь кино создает режиссер и актеры. А кто автор сценария для зрителя неважно.
в: Вы согласитесь, если предложат создать сценарий мыльной оперы?
о: Нет. Хотя даже из «мыльного» сюжета могла бы сделать высокую драму. Но я хорошо знаю, как и ради чего пишутся все эти телесаги. И как потом, попадая на поток, сценаристы ломаются. А я хочу писать еще много лет.
в: Когда вы садитесь за написание детектива, знаете, кто будет главным злодеем? Или вы, как Дарья Донцова, заранее не знаете, что натворят ваши герои?
о: Я знаю сразу об их действиях. А вот как это получается, не могу вам объяснить. Если сегодня заканчиваю одну рукопись, то уже следующей ночью сами собой ко мне приходят главы нового романа. Текст в голове надиктовывается, словно по телесуфлеру. Я не встаю, не мчусь стремглав записывать услышанное откуда-то сверху, просто говорю им «спасибо». И четко знаю, как будет звучать первая строчка, но главное — чаще всего «приходит» последняя, ради которой я начинаю писать. Я реально слышу своих героев. Безумно интересно следить за тем, как они разговаривают, как себя ведут. Если меня нет дома, переживаю, что бросила их на произвол судьбы, а сама умчалась на встречу. Героев много, им без меня одиноко, как бы беде не случиться. (Улыбается).
Кстати, писателя вовсе необязательно знать лично. Когда выступаю перед аудиторией, частенько в свой адрес слышу разочарованное: «Мы вас совершенно другой представляли. Более монументальной». Все потому, что я всегда стараюсь оставаться собой, такой же, как люди, пришедшие на встречу, и не создавать себе никаких искусственных имиджей. И это притом, что устроена я весьма необычно. Могу работать где угодно, даже когда в комнате полно людей. Шум совсем не мешает, я просто отключаюсь. Если хочу что-то написать, не нужны мне ни вдохновение, ни кофе. Понимаю: это надо сделать — и точка. Не сделаю — точно спать не буду.
в: Как другие писатели восприняли столь стремительное и удачное появление на своей территории молодой, но серьезной конкурентки?
о: По-моему, нормально. Во всяком случае, я не заметила ни одного косого взгляда. К тому же, человек я совершенно не конфликтный, не суеверный. Озвучиваю свои мечты — и все сбывается. В детстве смешной была, безоговорочно верила в чудеса, точно знала, что за мной приедут, как за Ассоль, и заберут. Так и получилось. Вышла замуж, за мной приехали, забрали в Киев. Сейчас не боюсь говорить вслух, что мечтаю написать сценарий и получить «Оскара». Главное ведь поставить высокую планку!
Я по гороскопу Скорпион, у меня две жизни: общественная и скрытая. Порой изучаю себя и поражаюсь, почему у меня вечно не как у людей? Недавно была в Тунисе. Наша группа отправилась кататься на верблюдах, инструкторами были местные бедуины. Все расселись на горбах, и животные мирно пошли туда, куда их за веревочки повели погонщики. Но именно я села на какого-то особенного верблюда и поскакала галопом. Этот «корабль пустыни» меня понес в неизвестном направлении! Слава Богу, зверь оказался умный, нашел дорогу домой. Но сам факт: караван пошел в одну сторону, я поскакала в противоположную! И так у меня во всем.
Справка «Известий в Украине» Писательница Ирэн Роздобудько пишет детективы и романы, рассказы для детей. Самые известные из них — «Покойники», «Завявшие цветы выбрасывают», «Амулет Паскаля», «Пуговица», «Утренний уборщик», «Последний бриллиант миледи».