преса

Автор: Елена Романенко
Видання: 2000, тижневик

Что спрятал В. Шкляр в романе «Ключ»?

http://news2000.org.ua/c/51802
№49 (101)
7 - 13 декабря
2001 года

Бойтесь незнакомцев, дарящих вам ключи, — предостерегает читателя Василь Шкляр, автор романа «Ключ», выпущенного издательством «Кальвария» в 2001 году.

Критики окрестили творение писателя оккультным, философским, эротическим и даже магическим. Автор в эпиграфе просит не читать книгу тех, кто станет искать в ней детектив, эротику или мистику. Значит, произведение Шкляра — это нечто синтетическое или более оригинальное.

Сюжет «Ключа» закручен лихо: одинокому мужчине «з собачою печаллю безхатнього чоловіка» в глазах в субботу незнакомец дает ключ от пустующей квартиры. А далее прежде беззаботный Андрей Крайний с головой окунается в диогеновские поиски загадочного человека, предложившего ему жилище. Помогают ему в этом случайные знакомые и Сана — «моя кохана косичка, мої очі тернові», как говорит о ней главный герой.

Запутанные и почти мистические события имеют трагическую развязку: любимую убивают, а Андрей, разгадав тайну исчезновения незнакомца, становится другим — «із чужим лицем і чужими запаленими очима, із чорним потойбічним поглядом, у якому скипіла невимовна туга». Круг «магических» действий герой замыкает, когда передает ключ другому — точно так же и тоже в субботу.

Хитросплетения расследования — как в настоящем детективе. Его Андрей проводит среди разных людей. Одни — очень живые, ранимые, тонкие и целостные натуры — Сана, Григорий Иванович. Другие — отбывают отпущенный им срок на этой планете, суетливо пытаясь пролезть в политику или просто прожигая жизнь, как его друзья из кафе «Троє поросят». Третьи — преступники, давно перешагнувшие грань между человечностью и злодеяниями. Где расположил автор Андрея Крайнего?

Он заставляет его искать себя в процессе поиска другого. Классическое постижение истины о себе, описанное еще Сартром, В. Шкляр переносит в украинскую действительность 90-х годов ХХ века. Однако именно действия и поступки слишком увлекают и героя, и автора. Ведь «отталкиваясь» от друзей-знакомых, старательно придерживаясь сковородинского «світ ловив мене, та не спіймав», Андрей невольно становится виновником смерти той, которая ему всех дороже. А писателя сюжетные перипетии захватывают настолько, что глубинный смысл, искать который он призывает читателя в своей книге, исчезает.

В «эротико-мистическо-детективной» «шкатулочке» романа есть все что угодно, кроме того, что туда намеревались спрятать. Безусловно, интригующий сюжет, узнаваемые детали нашей действительности, характерные типы героев — все это вызовет интерес у читателя и по праву отмечено гран-при «Золотой Бабай», премиями журналов «Сучасність» и «Олигарх». Но вы не обнаружите в нем того, что столь настойчиво призывает искать автор — интеллектуальности.

Впрочем, сей недостаток с лихвой компенсируют фрагменты работ Мориса Эшера, иллюстрирующие книгу. Затейливые лабиринты, уходящие ввысь ступеньки, безликие фигуры и неизменный рак с одной клешней (олицетворение внутреннего мира пропавшего человека) восполняют недостающий философский смысл.

Но на свою книжную полку «Ключ» Василя Шкляра я поставила — между Марининой и Чейзом.


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Нд
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031







231 авторів
352 видань
86 текстів
2193 статей
66 ліцензій