преса

Автор: Бондар-Терещенко Ігор
Видання: 10 дней

ЖИЗНЬ БЕЗ МАЙКИ

№ 8, 2008

Карі Готакайнен. Я добре виглядаю без майки. –
Л.: Кальварія, 2007. – 128 с.

Зачастую некоторые вещи из “живой” жизни не воспринимаются как предмет разговора ни писателями, ни читателями. Ну, не привыкли мы к тому, что жизнь иногда закрадывается в святая святых, то есть в литературу. Поэтому тем, кто рискнул живописать упомянутые “живые” вещи приходится переключаться на истории другого типа, а это зависит от умения рассказывать их по-другому. То, как “переключил” внимание читающей публики автор этой ну очень “живой” книжки, с полным правом можно назвать новым литературным стилем.
В принципе, то, о чем и как именно пишет юный финн Кари Готокайнен, похоже на стиль безумного шотландца Ирвина Уэлша с его культовым романом “На игле”, а также на взрывного итальянца Альдо Нове, автора бестселлера “Супервубинда”. Словом, натурализм и безжалостное попрание общественной морали. На европейской кухне стилей и жанров, если хотите знать, все смешалось, словно в доме Облонских, и то, что не является литературой, давно уже ею стало.
Казалось бы, в тихой заводи современной скандинавской литературы, потчующей нас в последнее время то рассказами о зайцах Арто Паасилинны, то небылицами о змеях и пчелах Торгни Линдгрена, такому продукту, как откровенная чернуха взяться неоткуда. Сам Готакайнен, очевидно, полагал, что сделав упор на традицию, он немногого бы достиг, а вот написать не лучше, но иначе – это стоит многих премий. Например, “Финляндии” (2002) и Премии Совета Северных стран (2004), лауреатом которых является сей автор.
Критика охотно вычитает из таких книжек пафос разрушения, тогда как их автор – собиратель и хранитель. Чего? Ну, скажем, идеологических штампов и клише, несущих уверенность и покой. Понятно, что рецепт стиля Готакайнена – это гремучая смесь из рекламных примочек, эстрадных приколов, телевизионного стеба и уличной фени. Ведь персонажи его дерзких рассказов исковерканы родителями-шестидесятниками, придумавшими имена своим отпрыскам то ли из “Калевалы”, то ли из Большой советской энциклопедии. Неудивительно, что страх и ненависть детишек направлена, в первую очередь, на отчаянно жирующих предков. Выглядеть круто без майки – основная фишка постсоветского поколения, отличающая его от племени обрюзгших отцов с пивными животами и нечистой совестью. Впрочем, сами юные герои Готакайнена не особо моральны. Обман, спекуляция, мелкие кражи и крупный грабеж – вот все, чем пробавляется молодежь Финляндии в этой грустной саге. Так сказать, проблемные детки над пропастью во лжи, плотно сидящие на чипсах, кока-коле и телевидении.
Кари Готакайнен пишет жестко, коротко, эмоционально. Два десятка мертвецки пряных рассказов, и все из одного флакона с “живой” жизнью. А вообще-то автор считает, что “молодь – це світлячки і кажани, їх треба знімати на відео, бо вони не записуються на папір”. Одним словом, экранизации в данном случае неизбежна. Ну а пока что сие чтиво не особо воспримется постсоветской публикой. И причина не в пресловутой влюбленности в мирное соцреалистическое прошлое, а в том, что у нас не воспринимают литературы как телесный опыт. Считается, что ее, морально-духовную, можно постичь только умом. Тогда как книжка Кари Готакайнена прокладывает путь к телу Текста.


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Нд
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728







230 авторів
351 видань
86 текстів
2193 статей
66 ліцензій