преса

Автор: Бондар-Терещенко Ігор
Видання: 10 дней

НЕВЫНОСИМАЯ ЛЕГКОСТЬ ЛЕВИЗНЫ

Об авторе сей брошюры принято говорить как об основоположнике философии постмодернизма. Но специфика этого “Уолта Диснея современной метафизики” в том, что философия у него абсолютно неактуальна, а культура напоминает историческую помойку. И если прочие мэтры постмодернизма, по мнению Пелевина, подобны банде цыган-конокрадов, с гиканьем угоняющих в темноту последние остатки здравого смысла, то Бодрийар возвращает нам простоту отношений. Мысль у него – слово, и даже дело. Это философ, которого по праву можно назвать великим, поскольку мы уже не можем читать и думать так, как читали и думали до него.
Кстати, лишь благодаря концепциям Бодрийара, мосты между эстетическими и художественными ипостасями постмодернизма были вновь наведены. Именно за счет поп-философии Бодрийара, то есть, блестящей мнимо-рекламной упаковки фирменных идей, постмодернизм обрел второе дыхание. Например, как наш герой объясняет политику на примере болезни французской левизны 1977 – 1984 годов?
Левизна для Бодрийара божественна, потому что самодостаточна. Ведь, как апологет постмодернизма, он всю жизнь всухую писал о симулякрах и симуляции, имея в виду “пустоту” вещей и явлений, и лишь обратившись к политике, сумел облечь любимый термин в реальную оболочку. Поскольку лишь на примере политики можно продемонстрировать, как наша жизнь превращается в компьютерную игру. И даже честные коммунисты из книжки Бодрийара, в очередной раз, побеждая на выборах, не приходят к власти? Как? Почему? Просто политика, будучи оторвана от реальности, перешла в состояние виртуальности. То есть, в жизненную самодостаточность политических разборок. Главное ведь не победа, а участие. Побеждает не идеология, а политика как зрелище – благодаря медийным спецэффектам. Важна упаковка, а не сам продукт.
Вот и выходит, что в своей брошюрке Бодрийар вроде бы коротко рассказывает о загнивающих леваках-интеллектуалах, а на самом деле изживает политиков как класс. Уточняя при этом стратегию наступления. “Слід обернути проти політичного класу те запитання, яке він ставить інтелектуалам: де ваші чесноти, де ваша свідомість, де ваша політична енергія?”, – кипятится философ, а нам не страшно. И не потому, что в “Божистій лівиці” описаны дела давно минувших дней, а по более приятной причине. Просто тексты этого маргинала, не обремененного регалиями, апеллируют не к слуху, а к технике касания, медленного перелистывания фактов, страниц и событий. По сути дела, Бодрийар изменил режим чтения, накалил градус интеллектуальной диагностики, заселил ментальную пустыню современности веселой симуляцией, способной порождать реальность. Перечитывая его книжки, понимаешь, что прелесть философии не в результате, а в процессе мышления.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Нд
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930







231 авторів
352 видань
86 текстів
2193 статей
66 ліцензій