преса
Видання: E-MOTION, Інтернет-виданняЛюбко Дереш «Архе»
http://www.e-motion.com.ua/issue17/books/roof/Ljubko_Deresh_Arkhe.htmlЕще пару лет назад упорно муссировались слухи, что Любка Дереша, автора трех крупных произведений, просто не существует, а есть некий собирательный образ, вроде Козьмы Пруткова. Однако довольно скоро выяснилось, что Любко Дереш – персонаж вполне реальный. За свои всего-то 20 лет он уже добился того, чего многие писатели не добиваются за всю их карьеру. Он – автор бестселлера. Пока что в отечественном масштабе, тиражом в 3000 экземпляров, но бестселлера. Дебютный роман “Культ” (написанный в 15 (!) лет) был продан мгновенно, произведение переиздано, подписаны соглашения на переводы в Германии и Сербии.
Роман “Архе”, написанный, когда Дерешу было 18, совсем не похож на “Культ”, собственно, как и на “Поклонение ящерице”, этакое фантастическое произведение в стиле экшн. Текст “Архе” организован так, что относительная простота сюжета поглощена сложностью композиции.
В некое пространство, именуемое “Вапняком” и созданное самим Автором, попадают три персонажа: Тереза (увлекается геометрией), Дмитрий по кличке Менделев (он, естественно увлекается химией) и Маэстро по прозвищу Кварк. “Вапняк” органично вплетен в пространство реального ли, ирреального ли, но точно Львова. Все герои являются одновременно и созданными автором и создающими автора. Всё это очень напоминает игру, когда сначала кукловод ведет куклу, а затем кукла ведет кукловода, и уже очень трудно отличить, где ведомый, а где ведущий. И как раз выявление главного, ведущего персонажа становится умственной коллизией романа. Действие романа наполнено соперничеством, борьбой героев между собой и с автором, который, в конечном счете, уже и сам становится действующим лицом. Или все эти герои есть не что иное, как проявление авторского Я?
Пространственную модель романа можно описать как лабиринт, свойственный Львову. Этот лабиринт существует и в своем отражении. Создается причудливая “двухсторонняя” конструкция в двухмерном пространстве, где всё становится плоским, как лист бумаги и буквы на ней. Таким образом, Дереш создает иллюзию тождества бытия и текста на бумаге. Пелевин, к примеру, описал реальность как компьютерную игру (“Принц Госплана”), Дереш – как лист бумаги с типографским шрифтом. “Великая битва в параше” между Автором и Маэстро по обе стороны, как тогда и выяснилось, листа подтверждает это предположение. Или другой эпизод, в котором Тереза, зак апав дурь, прозрела и уже благодаря подлинному зрению осознала истину, то есть “архе”. Кто она на самом деле? Текст?
Композиция романа нелинейная, как принято сейчас говорить о произведениях такого рода, где авторы, решая художественные задачи, нарушают три классицистических единства места, времени и действия, причудливо комбинируют реальные и ирреальные события и обстоятельства. Подобное композиционное решение позволяет перенести на саму композицию часть смысловой нагрузки, создать некий фон, выгодно оттенящий происходящее.
Для Дереша огромное значение имеет музыка. Многие идеи и настроения так или иначе приходят из нее. Как утверждает сам автор, “Архе” навеян музыкальным стилем индастриал. В основе этого стиля лежит игра на перкуссионных инструментах. В качестве таковых обычно используются “немузыкальные” предметы: от пустых железных бочек и тележек из супермаркета до сложных металлоконструкций собственного изготовления. Элементы этого стиля присутствуют у многих индустриальных групп, однако в чистом виде встречается достаточно редко. Слушать, тем более наслаждаться, подобной музыкой сможет далеко не каждый. Как, собственно, и читать литературу, навеянную столь необычной музыкой.
Опытный украинский читатель, знающий о существовании журнала “Четверг”, а особенно тот, кто этот журнал регулярно “потребляет”, знает, что “Архе” печатался в одном из его номеров за этот год. Если Вы сможете прочитать оба варианта, то однозначно почувствуете дежа вю. Но не такое, как происходит при перечитывании любой книги вообще, а причудливее. В изданной книге материал для придирчивых исследователей герменевтики будет поинтереснее. Во всяком случае, так утверждает автор.
При подготовке рецензии были использованы следующие материалы: УЛП (И. Белаш), Телекритика (Л. Ганжа).