преса
Автор: Анатоль ЗАЯЦВидання: DailyUA, Інтернет-видання
Украинские детективы одолела хворь
http://daily.com.ua/analytics/page.php?id=2481631.10.2006
Давно прошли те времена, когда самыми желанными гостями на книжных полках были многотомные собрания сочинений Агаты Кристи, а за роман Джеймса Х. Чейза давали полкоровы, за приключениями комиссара Мегрэ страна следила с куда большим интересом, чем за Мухтаром. Сначала детектив подавила волна фантастики, потом завалила лавина попсовой беллетристики. И в результате такой замечательный жанр ассоциируется исключительно с импортируемой из России дешевой писаниной «бывших сотрудников органов и прокуратуры».
Обвинить в таком положении вещей исключительно издателей означало бы соврать самым бессовестным образом. Но сказать, что на издателях вообще нет никакой вины, тоже было бы неправдой. Да, волна популярности утрачена. Да, миллионных тиражей уже вряд ли когда-нибудь можно добиться – но заниматься популяризацией детектива как жанра вполне бы не помешало. Начать это благое дело можно было бы с элементарного – выделить в своих изданиях отдельной серией «детектив» и позаботиться о размещении таких книг на соответствующих полках в книжных магазинах. Так не только литературное творчество получит четкие жанровые рамки, но и читателю будет легче в стопках украинской литературы разобраться.
Единственное издательство, сделавшее в этом направление маленькие и робкие шаги, – это «Зелений пес». Книги в серии «Золотий бабай» разграничены по жанрам: «детектив», «боевик» и «триллер». С литературоведческой точки зрения такое разделение вполне обосновано, но нам, простым читателям, так и хочется зачесать все под густую гребенку детектива. Вот, к примеру, книги Евгения Е («Мій тато – кілер», «Мільйон на рулетці», «Місцеві хроніки Харлей Девідсон») все как один причислены к боевикам. И действительно они имеют все «боевиковские» атрибуты: динамичный сюжет, кровь, секс и наркотики. Но с другой стороны, разве не так должен выглядеть «остросюжетный детектив»? А если учесть еще и тонкий черный юмор автора, вышеперечисленные книги точно заслуживают пристального внимания со стороны читателей.
Тем, кого остросюжетность не привлекает ни в каком виде, стоит обратить внимание на произведения Александра Медведева («Клуб зразкових чоловіків», «Танці утрьох» та «Круті довго не живуть») и Алексея Волкова («Виконавець», «Амністія для хакера»). Сказать, что эти романы пронизаны великим внутренним смыслом, было бы большим преувеличением, но основным требованиям детектива – захватывающий сюжет и куча запутанных загадок – они вполне отвечают.
Ну и, естественно, не стоит забывать и об опытных и знаменитых. Не имевшим удовольствия прочесть обязательно стоит приобрести нашумевший роман Бориса Левандовского «Бабай» – штука вполне занимательная. И хотя в этом случае роман оказался популярнее самого автора, отказываться от прочтения другого его произведения не стоит. Тем более, если у романа такое многообещающее название – «Донор для небіжчика».
Другие издательства свои детективные детища никак из общей массы не выделяют, а часто и с каким-то странным упорством пытаются истинный жанр произведения скрыть. К примеру, в серии «Лауреати «Коронації слова» вместо четкого описания, что же за книга тебе в руки попала, в аннотации к книгам находишь информацию об авторе и сокращенное описание сюжета. Как знание сюжета повышает интерес к произведению – остается загадкой, но пониманию жанра романа такое описание точно не способствует. А самое удивительное – книги «Коронації слова» готовили уже три издательства, и все три четко придерживались именно этого алгоритма.
Любителям детективов интересно будет прочесть роман «Феміністка» Леонида Кононовича или «Репетитор» Анны Хомы. Издали их в «Кальварии». И если и есть в них непредвиденные прибавки к детективному жанру, то исключительно незначительные и весьма полезные для общего впечатления от книги. Тем, кого не пугают даже более серьезные примеси, стоит почитать роман победителя «Коронації слова-2006» Андрея Кокотюхи «Нейтральна територія». Он хоть и не принес своему автору Гран-при, но вкрапление в сюжет мистики делает его весьма занимательным для читателей. В романе «Зрада» Евгения Кононенко никакие потусторонние силы не наблюдаются. Зато детективная история то и дело прерывается философскими размышлениями на тему предательства. Совершенно несовместимые вещи попыталась соединить Наталья Очкур в своем романе «Учора і завжди». Детектив здесь вплетен в слезливую любовную историю. Впустило этот роман издательство «Нора-друк», и мужчинам за него лучше не браться.
Не все детективы нужно помечать соответствующей меткой. Если взять в руки роман Леонида Кононовича «Мертва грамота», всякие сомнения в его принадлежности к детективному жанру пропадают в зародыше. Этому очень способствует силуэт пистолета на обложке и весьма красноречивые описания автора и его творения на обороте. Надолго в памяти читателя останется что-то про ненависть к коммунистам, кровопролитие и закованного в цепи олигарха. Издало эту книгу уже упоминавшаяся «Кальвария», и при всем желании назвать это чтиво интеллектуальным не получится. Хотя остросюжетным и захватывающим – да.
Для работы интеллекта стоит обратить внимание на книги Валерия и Натальи Лапикуры, выпущенные в издательстве «Нора-друк». А если учесть, что свою эпопею «Інспектор і кава» они называют киевским ретро-детективом, и, что значительно хуже, многотомным сериалом, то создается впечатление, что семейство Лапикур создает полную противоположность вышеописанного романа господина Кононовича.
И, конечно же, как в детективном жанре обойтись без отголосков жизни современной и актуальной? Если читать о нудных, придуманных убийствах не хочется, если сердце просит чего-то острого и будоражащего, значит, обязательно стоит полистать роман Яна Валетова «Прицільна дальність», выпущенный издательством «Факт». Можно даже почитать, но только если вас не пугает история убийства некоего премьер-министра в лице женщины и описание козней ее политических побратимов и оппонентов. Правда, если быть откровенным, то за роман можно и вовсе не браться – новости по телевидению его полностью компенсируют.
А вообще, пролистав скудные детективные запасы (имеются в виду украинские запасы) в книжных супермаркетах, в очередной раз убеждаешься в непроницательности и недальновидности отечественных издательств. Ведь есть же у нас авторы, пишущие, может, и не лучше, но уж точно не хуже российских мэтров а-ля Маринина. Так почему же в ближнем зарубежье могут зарабатывать деньги на литературе, а на наших родных просторах нет? Скорее всего, для разрешения этой загадки без мисс Марпл никак не обойтись…