преса

Автор: Анна ТИХОНОВА
Видання: DailyUA, Інтернет-видання

В шутку о серьезном

http://daily.com.ua/page.php?node=18&sid=20809

Дебютная книга юной украинской писательницы Татьяны Винокуровой-Садыченко «Жарт. Із життя психів» ориентирована на девочек-подростков, переживающих мучительный поиск смысла жизни и своего места в обществе. В связи с этим писательница поднимает традиционные для этого возраста проблемы: нелегкие взаимоотношения детей и родителей, выбор друзей, «несчастливая» первая любовь, отвращение к школьному бюрократизму.

Главная героиня произведения Инка – девочка с характером. Эгоистичная и надменная, с претензиями на оригинальность и избранность среди «серости» и тупости. Она четко дистанцируется от одноклассников, соседей и житейской мудрости своей мамы. И ей не скучно находиться в одиночестве, а наоборот, очень комфортно, потому что «никто не мешает думать». Вместе с тем, ничем особо оригинальным она не занята, увлечений у нее нет. Единственное, что представляет для нее интерес в данный момент – это изучение физики. А потому самый авторитетный для нее человек – учитель физики Борис Эдуардович. Он не только преподает любимый предмет, но и уделяет ей время после уроков, чтобы ответить на все каверзные вопросы.
Вероятна, сама писательница редко встречала в жизни достойных людей. Такое предположение возникает потому, что все позитивное в ее романе несут в себе только сказочные существа из «другого» мира. И даже учитель-физик меркнет в их сиянии. Парень-мечта героини называет себя Ангелом и живет в психиатрической лечебнице, откуда не может выйти из-за того, что у него «поломались крылья». Его характер и цели раскрываются через постоянные беседы с главным врачом Василием Анатольевичем, которому самому нужна психологическая помощь. Ангел – единственный персонаж, способный, по мнению героини, выслушивать и понимать людей. До встречи с Инкой в финале произведения он оказывает помощь всем нуждающимся пациентам лечебницы. Реального своего друга и «любимого» героиня называет не иначе, как животным и тварью, неспособным понять ее духовные поиски. Секс и выпивка в кругу неформалов - единственное, что их связывало.
Вот так и идут в книге параллельно две сюжетные линии: жизнь порочных, низменных, неинтересных людей и действия «просветленных», обладающих сверхъестественными возможностями призраков, которые пытаются перевоспитать людей в лучшую сторону. Хотя сама эта воспитательная работа идет от противного: потусторонние силы привносят в жизнь Инны деструктив, материальные разрушения и убаюкивание обыденностью. Словно булгаковская Маргарита, героиня, благодаря призраку Богдану, смогла полететь на швабре на сборище ведьм, где обнаружила, что ведьмы – это всего лишь самые обыкновенные женщины-мещанки, интересующиеся только своей внешностью, модной одеждой, косметикой и украшениями. «Одухотворенный» кот Сфинкс начинает говорить, и, благодаря нудной работе по объяснению значений непонятных ему слов, Инна понимает, насколько тяжел труд школьного учителя. Наконец, фантастический персонаж Гремлин, поселившийся у нее в шкафу, поначалу ведет себя как обыкновенное шкодливое домашнее животное, но впоследствии начинает приносить ощутимые потери обществу (сгрызает половину троллейбуса)... Через некоторое время Инна осознает, что призраки – это темные стороны ее натуры, с которыми ей нужно бороться, не откладывая «на потом». В счастливом финале героиня предстает как творчески мыслящая созидательница. И разумеется, Ангел остался рядом с нею и заменил некогда любимое «животное». Вывод: «ищите, и обрящете».
В том, что искать принца или ангела нужно все же в реальном обществе, а не в своем воображении, у юных дам не останется сомнений после прочтения эпилога. В нем писательница честно признается, что выдумала всю эту историю с больницей, психами и призраками, просто так, ради пробы пера. Пошутила, как и анонсировано на обложке романа.
Если говорить серьезно, то получить ответы на важные для взрослеющих девочек вопросы из книги все же не удастся. Татьяна Винокурова-Садыченко их только озвучила. Проблемы у подростков – недетские, и писатель, способный разрешить их хотя бы теоретически, на бумаге, должен выработать эти ответы и выстрадать их и своей жизнью. А с этими задачами вряд ли способна справиться девушка в возрасте 21 год, даже очень «продвинутая» и оригинальная. Вероятно, в последующих книгах писательницы мы обнаружим более глубокий срез поднятых вопросов. А пока можно только ознакомиться с ее внутренним миром и с ее версией мира внешнего. Кстати, знакомство это вряд ли кого-то особо «напряжет»: книга написана простым языком, в «разговорном» стиле.
В романе нет показа какой-то особой молодежной субкультуры, которую обычно ищут в произведениях, написанными юными писателями «для сверстников». Что, само по себе, не хорошо и не плохо. Чувствуется, что Татьяна Винокурова-Садыченко уже с первого романа претендует на роль серьезной, а не «тусовочной» писательницы. Что ж, пожелаем ей успехов.



Пн Вт Ср Чт Пт Сб Нд
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031







231 авторів
352 видань
86 текстів
2193 статей
66 ліцензій