преса
Автор: Ксения ВладимироваВидання: Эксперт, журнал
Блеск и нищета Оноре де Бальзака
http://www.expert.ua/articles/14/240/87/№8 (13) 07 МАРТА
Дебютный роман Дай Сие во многом автобиографичен. Автор, как и его герои, в эпоху культурной революции в Китае должен был пройти курс "трудотерапии" в деревне. Режиссером, сценаристом и писателем он станет позже, во Франции, где в 2000 г. вышел в свет его дебютный роман "Бальзак і маленька китайська кравчиня", сразу ставший бестселлером и переведенный более чем на 25 языков, за исключением китайского.
Действие разворачивается в 70-е годы в Китае, в эпоху культурной революции. Главные герои - два подростка, дети интеллигентов - врагов народа направлены правительством на перевоспитание в глухую деревеньку, к крестьянам, которые еще несколько лет назад зарабатывали себе на жизнь продажей опиума. Но перевоспитание интеллигенции оборачивается окультуриванием сельских жителей. Староста села, способный за любую провинность тащить человека в отдел госбезопасности, рыдает над пересказом фильма или эпизода из книги, которыми сельских жителей развлекают молодые горожане. Крестьяне готовы вкалывать на рисовых полях или в смертоносных каменоломнях вместо "работников словесного искусства" только ради того, чтобы те сходили в соседнее село и, посмотрев новую популярную мелодраму, пересказали им сюжет. Один из героев, прочувствовав чарующую способность искусства, решил заручиться поддержкой Бальзака для перевоспитания молодой сельской красавицы. Он читает своей возлюбленной романы этого знатока человеческих душ и завоевывает ее сердце. Впрочем, Бальзак недолго остается союзником юноши и очень быстро превращается в удачливого соперника - "отбивает" юную красавицу, заставляя ее отказаться от возлюбленного и уйти из пасторальной деревушки в город, где дорого ценится такое сокровище, как женская красота.
Не буду спорить с аннотацией, где сказано, что роман показывает, "як проникнення західних ліберальних цінностей призводить до руйнування найстійкіших стереотипів комуністичного режиму", но, по-моему, он, прежде всего, повествует о вещах более важных - вечной власти искусства.