преса

Автор: Валентине Клименко
Видання: VOGUE

ЖУРНАЛ: КНИЖНЫЙ ГЕРОЙ

ЖУРНАЛ: КНИЖНЫЙ ГЕРОЙ

Осенью сразу в двух украинских издательствах вышли новые книги Любка Дереша – «Миротворець» и «Остання любов Асури Махараджа». О своих первых взрослых книгах 29-летний писатель рассказал Валентине Клименко.

Когда наш стилист Ольга Януль предложила Дерешу сняться для Vogue в образе дервиша-суфия, она не знала, что совсем недавно Любко жил в египетском поселке Дахаб и здесь же происходит действие его повести «Святий Христофоре, молися за нас», а весь последний роман пронизан эстетикой суфизма. Очевидно, хорошие стилисты умеют читать книги по лицам писателей. «Хоть я и родился в Украине и, насколько знаю, все мои корни тоже украинские, путешествуя по южным странам – Индии, Египту, Киргизии, – я чувствовал себя там довольно органично и практически растворялся среди людей южной внешности. Интересно было поиграть с этим образом еще раз: это ведь в некотором роде актерская игра, так называемый “нулевой театр”». В платье дизайнера Кати Березницкой с тяжелой юбкой солнце-клеш и каракулевой оборкой Дереш закружился в танце дервишей и, устремив взгляд на поднятую вверх правую руку, дисциплинированно кружил, пока оператор снимала видео для сайта (смотрите по ссылке. – Прим. ред.). До транса дело не дошло, потому что в Киргизии, в рамках программы доктора Назаралиева по раскрытию внутреннего потенциала, Дереш освоил только азы этого сложного религиозного ритуала.

В августе Любомиру исполнилось 29 лет, 11 из них он – модный писатель. Когда начинающему литератору издательство предложило контракт на книгу «Культ», ему еще не было восемнадцати и документы подписывали родители. Этот беспрецедентный случай в украинской литературе надолго закрепил за Дерешем ярлык вундеркинда и совпал с мировым трендом: произведения юных писателей в то время начали пользоваться огромным спросом. В Италии зачитывались книжками 18-летней Мелиссы Панарелло, в Америке скупали роман «Эрагон» 18-летнего Кристофера Паолини, а в России был бум на первый роман 18-летней Ксении Букши. Когда на 18-летнюю Франсуазу Саган свалились слава и огромный гонорар за роман «Здравствуй, грусть», отец дал ей совет: потратить деньги немедленно, иначе в этом возрасте они могут испортить всю дальнейшую жизнь. Любко не помнит, на что истратил гонорар за первую книгу. А вот на первую валюту за чтения в Берлине он накупил много дисков и виниловых пластинок: «Я тогда был музыкальным фанатом, в Украине такого добра не было, а возможность наконец-то купить диски исполнителей, о которых я только слышал краем уха, – это было вау».

Вежливый и начитанный воспитанник химико-биологического отделения Львовского физико-математического лицея проснулся знаменитым после рецензии во львовской газете «Поступ». «Культ» стал культовым для поколения Дереша, его перевели на шесть языков. Издательство «Кальвария», напечатавшее роман, теперь имеет на него пожизненные права. Как говорит Дереш, слава его в то время совсем не привлекала: «У меня не было желания погружаться в отношения с медиа: журналистов не интересовало то, что я написал, они охотились за какими-то чисто внешними вещами». Любко почти не давал интервью, и это еще больше подогревало интерес к его персоне. Он написал еще четыре романа, а потом на пять лет пропал из литературы – и даже уехал из страны.

«Я уехал из Киева, потому что тогда закончились и важные для меня жизненные истории, и определенный период в литературе. Нужно было сменить сферу деятельности, обстановку. Есть такой глагол – «пресытиться». Дереш уехал на Синайский полуостров, жил там с семьей и зарабатывал уроками йоги для туристов и местных жителей. Однажды к нему в Дахаб приехал писатель Сергей Жадан с женой. «Состоялась встреча – не на Эльбе, а на Акабе. Украинская литература нашла меня и там», – улыбается Любко.

Он мимоходом роняет, что расстался с женой и теперь у него новая девушка. Из достоверных источников и «Фейсбука» узнаем, что это Полина Ерко, дочь известного художника, автора детских иллюстраций к книгам издательства «А-Ба-Ба-Га-Ла-Ма-Га» Владислава Ерко. Дереш не любит говорить о личном: «Есть вещи, которыми мы можем делиться, а есть сокровенное – то, что мы оставляем для близких людей. Современные отношения удешевляет то, что люди делятся своими внутренними переживаниями без соответствующей культуры: тенденция выкладывать малейшие душевные переживания в социальные сети напоминает, как говорил философ Сергей Дацюк, душевный стриптиз. И когда мы хотим поговорить о чем-то по-настоящему важном с другими людьми, мы чувствуем, что все слова и понятия обесценились – пустота. Всему свое время и место – это, мне кажется, и есть культура».

Дереш изменился. Раньше он курил Camel без фильтра, жил как все и в каждом романе описывал трансформации сознания в зависимости от вида травы, грибов или синтетических веществ. Теперь он вегетарианец, не пьет, бросил курить, обходится без чая и кофе, ложится спать не позже 10 и рано встает. «В какой-то момент, когда я стал серьезнее относиться к своему занятию литературой, я понял, что мое сознание – это мой инструмент. Так же, как фотограф протирает все линзочки, оберегает свой аппарат от ударов, как программист чистит свой компьютер от вирусов, багов и программ, тормозящих работу, так и я стараюсь оберегать сознание от веществ, которые его слишком возбуждают. Это просто технические
условия для моего организма».


В прошлом году после пятилетнего перерыва Любко Дереш выпустил роман «Голова Якова» – по словам писателя, это переходная работа от молодежной литературы ко взрослой. У литературных критиков было другое мнение: роман получил награду «Золота булька» как самое плохое литературное произведение 2012 года. На триумфальное возвращение в литературу не похоже, но вот спустя год Любко предлагает новые книги – для повзрослевших ровесников и людей постарше. «Как сказала писательница Наталья Сняданко, молодежная литература отличается от взрослой не тематикой, а глубиной проникновения в тему. У меня не пропал интерес к пограничным состояниям человека, но если в юности эти вопросы решались самым простым способом – через описание химических веществ, с помощью которых можно расширять границы мировосприятия, то сейчас, мне кажется, я нашел более тонкие способы показать, как может меняться наше сознание. И для этого совсем не обязательно употреблять допинг».

Его новые произведения напоминают притчи, в которых разные герои в разных декорациях разыгрывают одну и ту же партию – борьбу добра со злом. Кажется, начитавшись религиозных, философских и эзотерических книг, Дереш хочет найти ответы на свои личные вопросы. На тех участках, где ответы найдены, чувствуется некое назидание. И опять он, кажется, попадает в поколенческий мейнстрим: на что опираться? какие ценности приоритетны, вне зависимости от Молоха времени? как организовать будущее?
Мы долго беседовали с писателем в тихом кафе. Я пила третью чашку американо, он допивал чайник травяного чая, и вдруг я уловила главную странность: в Дереше совершенно нет цинизма. «Судя по тому, что наложение рук и превращение воды в вино пока не удается, думаю, что цинизм все-таки есть, – говорит он без тени улыбки и кокетства. – Цинизм действительно болезнь нашего времени, она разъедает стержень жизни. Это неспособность глубоко воспринимать духовные ценности. Мы оставляем дистанцию между святынями и собственным сердцем, и это, безусловно, отделяет нас от огромного пласта духовного наследия, духовной литературы и культуры. У нас остается все меньше возможностей правильно прочитывать произведения искусства, которые были вехами эпохи Возрождения или периода барокко, а также современные произведения духовного характера – мы смотрим на них в светской трактовке, и многие измерения остаются недоступными для нас». Дереш говорит: чтобы выйти из гетто постмодернистской критики, которая навязывает циничное восприятие мира, нужно сделать шаг в сторону – за флажки, за привычную линию. И он этот шаг сделал.



Пн Вт Ср Чт Пт Сб Нд
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031







231 авторів
352 видань
86 текстів
2193 статей
66 ліцензій