преса
Автор: Ирина ЗахарчукВидання: «Комментарии»
Бестселлеры марта
Маґдалена Туллі. Сни й камені. — Л.: Кальварія, 2011http://life.comments.ua/sweets/2011/03/26/241867/bestselleri-marta.html
В одном из интервью Ольга Токарчук, авторитет которой в польской литературной среде непреложен, отметила: «Каждая книга Магдалены Тулли впечатляет меня, ведь я не умею так мастерски повествовать». После подобного комплимента грех проигнорировать свежеизданные «Сны и камни». Тем более, что хорошо написанный роман без героев, острого сюжета, динамичной интриги и диалогов ныне такая же редкость, как хороший перевод поэзии.
Тулли начинает с сотворения мира — когда ничего, кроме природы, еще не было, но ощущалась потребность в Городе. Чья потребность? Кто грезил пылью улиц, солнечным лучом на подоконнике, звоном трамваев? Неважно — нетерпеливо передергивает плечами писательница: Город уже начал прорастать сквозь камни и размножаться, как дерево, почкованием. Наблюдаем за непрестанностью его движения.
То, что видение автора не имеет ничего общего с фантасмагорией сюрреалистов, становится ясно, как только сквозь метафоры мы уловим мощный, как из пожарного водомета, поток иронии. Таким образом Тулли подбрасывает подсказки: город действия — Варшава, время — после окончания Второй мировой, обстоятельства — развитой социализм. «Из десяти тысяч пар дверей по крайней мере, половину, тут все-таки заперли на ключ, так как нужны они были не для прохода, а для симметрии». Описанный Тулли Дворец в центре города — это тот же Кафкианский замок, но с явными топонимическими приметами: в конце концов, польке пришлось собственными глазами увидеть то, о чем знаменитый австриец лишь догадывался.