преса
Автор: НАТАЛЬЯ ДАВЫДЕНКОВидання: «Комментарии»
НАУЧПОП РЕАНИМИРУЮТ ЧЕРЕЗ ПЯТЬ ЛЕТ
«k:» РЕШИЛИ РАЗОБРАТЬСЯ, ПОЧЕМУ УКРАИНСКИЕ ИЗДАТЕЛЬСТВА НЕ ОСВАИВАЮТ ПУСТУЮЩУЮ НИШУ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЙ ЛИТЕРАТУРЫhttp://gazeta.comments.ua/?art=1297337245
11.02.2011
ПО ДАННЫМ Украинской ассоциации издателей и книгораспространителей (УАИК), в 2010 году научная книга и учебная литература для вузов стали рекордсменами по падению тиражей и продаж. «Средний тираж научной литературы в прошлом году составил 300–400 экземпляров. А если считать суммарно с учебниками и пособиями для университетов, получим не более 1,5 тыс.», — сообщил президент ассоциации Александр Афонин.
В 2010 году УАИК также зафиксировала в сегменте научной литературы рекордное падение денежного оборота издательств — порядка 75–80%.
...
Решать этот парадокс — взращивать авторов, подключать к работе над проектом квалифицированных научных редакторов и т.д. — безусловно, должны издатели. Но нынешнее финансовое положение не позволяет им взяться за грамотное и последовательное освоение ниши научпопа. «Потребуется вложить на порядок больше денег, чем обычно, а финансовые риски очень велики, — объяснила гендиректор издательства «Кальвария» Анетта Антоненко. — Ведь качественный научно-популярный текст, понятный и увлекательный, написать тяжелее, чем обычный научный труд, и сделать это по силам лишь единичным отечественным авторам, которых издателю нужно найти и простимулировать к подобным творческим экспериментам. Иными словами, помимо затраченных издателями усилий гонорары авторов за такую работу будут неизбежно выше. Плюс — не обойтись без более дорогой и замысловатой раскрутки новой серии, призванной не только объяснить потенциальному читателю, что ему предлагают уникальную информацию, которую он не почерпнет из Интернета, но и привлечь внимание к автору и сегменту в целом. При этом заведомо крупные капиталовложения в научпоп будут отбиваться дольше, поскольку тиражи подобной литературы расходятся медленнее. А в нынешних условиях и вовсе могут принести убытки».
По словам эксперта, в корне поменять ситуацию может только консолидированная позиция издателей, а не старания двух-трех игроков рынка. «Чтобы сформировать благодатную коммерческую почву для отечественной художественной литературы, потребовалось более десяти лет и усилия не одного десятка издательств. Чтобы вывести из упадочного состоянии научпоп, нужно снова совместными усилиями пройти этот путь. Учитывая приобретенный издателями опыт, в лучшем случае это займет пять лет», — считает Анетта Антоненко.