преса

Автор: Ирина СОЛОДЧЕНКО
Видання: Кіевскій Телеграфъ, газета

«Нам рано жить воспоминаньями»

Войти в литературу Леониду Кононовичу пришлось с ширпотребом — серией «Тартар»
http://telegrafua.com/509/culture/10736/
19 - 25 февраля 2010 №7 (509)

Украинский писатель и переводчик Леонид Кононович живет в селе, выращивает картофель, создал имидж отшельника и как бы находится в стороне от официоза. Вместе с тем он является членом Союза писателей, а на вопрос, как это случилось, отвечает уклончиво. Он открыт для читателей и охотно общается с ними в Интернете. Родился писатель в 1958 году на Киевщине. В 1975 году поступил на филологический факультет Киевского университета, откуда его в 1977 году отчислили со странной формулировкой за "нежелание изучать историю КПСС". Работал грузчиком, сторожем, слесарем. С 1991-го по 1996 год — в частной охранной компании, с 1996-го по 2001 год занимался предпринимательской деятельностью. В 1993 году дебютировал в журнале "Сучасність". Член Союза писателей и Ассоциации украинских писателей. Его роман "Тема для медитації" стал "Книжкою року-2005".

Леонид Кононович мог бы спокойно доучиться на филолога, работать учителем, потом стать профессором и писать диссертации по творчеству писателей. Но в юности он включился в правозащитное движение и в 1978 году был арестован органами КГБ за распространение правозащитной литературы (самиздата). В ноябре этого же года получил официальное предупреждение от КГБ об ответственности по ст. 62 ч.1 Уголовного кодекса (распространение националистической литературы). Такой печальный с точки зрения обывателя способ жизни дал ему бесценный опыт и темы для сюжетов его книг.

В принципе Леонид Кононович книги писать стал давно, но в 90-х годах прошлого века издать свои произведения ему не удалось. "Щоб пропхнути якусь річ до друку, треба витратити устократ більше енерґії, аніж для того, щоб її написати", — уразумел писатель и "обломался"…. Поэтому все его произведения вышли в свет со значительным опозданием.

Войти в литературу Кононовичу пришлось с ширпотребом. Для этого была придумана криминальная серия "Тартар", за которую писатель получил звание "отца нового украинского детектива". Кононович вывел образ частного агента-интеллектуала, который, несмотря на то что мочит всех вокруг, слушает заседания Верховной Рады и рассуждает о смысле жизни и религии. Мы бы даже не заикнулись об этой стороне творчества Кононовича, а сразу начали бы с "Теми для медитації", если бы писатель в, казалось бы, примитивном сюжете, рассчитанном на неприхотливого читателя, не проводил свою идеологическую линию. В этой серии он исследует менталитет человека, прошедшего войну, которого остановить уже невозможно, а также затрагивает другие социальные проблемы. Так, в книге "Кінець світу призначено на завтра" (2001) рассказывает о секте, калечащей людские души и судьбы (явная параллель с "Белым братством", объявившим конец света 10 ноября 1993 года). В другом произведении "Довга ніч над Сунжею" (2000) угадываются события первой чеченской войны (1994—1996). Писатель в этой серии описывает все достаточно натуралистично, давая читателю возможность не только познать все ужасы войны, но и задуматься над остросоциальными вопросами. Самая сильная из серии "Тартар" книга — "Кайдани для олігарха" (2001), в которой описан беспредел 90-х. Леонид Кононович точно проиллюстрировал коррупционные схемы, где одной цепью связаны олигархи, депутаты и бандиты. Писатель изобразил мир беспринципных патологических душегубов, для которых убить человека — как дурному с горы скатиться, и неважно, на какой ступени социальной лестницы они находятся: на низшей (отморозок Диризюк) или в высших эшелонах власти (народный депутат, президент благотворительного фонда "Діти на дорозі", член комиссии по борьбе с организованной преступностью, глава делегации Верховной Рады в Европарламенте, в миру — пахан Гарик).

А вот тема феминизма, затронутая в "ироничном" детективе "Феміністка" (2002), писателю оказалась не по зубам. Кононовича упрекали, что он однобоко раскрыл эту тему, и писатель попытался пояснить народу, что "просто взяв загальноприйняті уявлення про феміністок і довів їх до абсурду. Навіть більше: це абсурд, помножений на абсурд, і ще раз помножений на абсурд. Мені здавалося, це буде смішно і повчально, але, на превеликий подив, це сприйняли як мою особисту позицію". Но извините... Ведь читатели за примитивнейшим сюжетом серии "Тартар" сумели рассмотреть в авторе личность, имеющую собственное мнение по каждому вопросу. Ему поверили, а он, оказывается, деликатную тему феминизма довел до абсурда. Писатель с легкостью отнес к феминисткам только тех несчастных женщин, "котрі намагаються через фемінізм компенсувати невдачі в особистому житті"... "Їм потрібен добрий психоаналітик, а не громадська діяльність", — преподносит он свои небесспорные сентенции.

Но вся серия "Тартар" — ерунда по сравнению с главной книгой жизни Леонида Кононовича на сегодняшний день, романом "Тема для медитації". Именно благодаря этому творению на Кононовича обратили внимание как на серьезного писателя. Обычно "Тема для медитації" репрезентуется как книга о голодоморе 1932—1933 годов. И действительно, писатель раскрыл в ней все ужасы того времени еще до того, как тема голодомора стала государственной политикой. Но не менее интересны те страницы романа, в которых писатель оценивает правозащитное движение 60—70-х годов прошлого века с позиции свидетеля и участника. Леонид Кононович только схематически коснулся предмета, для которого и отдельного романа было бы маловато. "Тема для медитації" поднимает ряд важных для украинского населения вопросов. Почему, например, имена Ивана Светличного, Мыколы Руденко, Оксаны Мешко, Евгения Сверстюка и многих других известны меньше, чем они того заслуживают? Какую роль сыграл в движении диссидентов Иван Дзюба? Почему участники этого движения не сумели найти достойного места в независимой Украине? Кто-то сломался, кто-то умер, а кто-то предан забвению… К великому сожалению, об этом мало говорится с экранов телевизоров, в достаточном количестве нет популярных книг. А ведь правозащитники 70-х мечтали о независимой Украине, и когда их мечта сбылась, когда цель, казалось бы, была достигнута, раздался крик души, озвученный Леонидом Кононовичем: "Хіба це та Україна, котрої ми прагнули?".

Роман "Тема для медитації" был в 2005 году выдвинут на Шевченковскую премию, но так и не стал ее лауреатом… Думаю, многим интересно узнать, кто же тот "вундеркинд", который написал еще совершеннее и интереснее? Какие острые социальные проблемы победитель осветил в своем произведении? Так вот, в 2005 году Шевченковскую премию получила набившая оскомину "драма на фоне украинской истории" — повесть "Солодка Даруся" предприимчивой г-жи Матиос. Горько, что расставляя акценты подобным образом, мы сами загоняем гвозди в гроб современной украинской литературы.

Что ж, писатель Леонид Кононович нас еще удивит… Ведь кто-то должен переосмысливать остросоциальные проблемы XXI века, и кому, как не автору "Теми для медитації", этим заниматься. Леониду Кононовичу пора уже перешагнуть в XXI век, ведь все изданное им написано в прошлом столетии. В противном случае он начнет повторяться, и опять пойдет: о Ленине на древке, о Карле-Марле и неактуальных на сегодняшний день коммуняках.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Нд
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930







231 авторів
352 видань
86 текстів
2193 статей
66 ліцензій