преса
Автор: Катерина ЛЕБЕДЕВАВидання: «Газета по-киевски»
Писатель Юрко Издрык:
«Приятно фантазировать, что мы живем в Апокалипсисе»http://mycityua.com/interview/2008/06/28/103239.html
28 июня 2008
Юрко Издрык ведет замкнутый образ жизни – из Калуша Ивано-Франковской области выезжает в Киев в лучшем случае два-три раз в год и не более, чем на пару суток. Говорит, что в его случае и пара дней – это навсегда. Этот обладатель «дерганой» фамилии и статуса «культовой персоны сучукрлита» – персонаж странный, почти что мифический: о нем и говорят-то без имени – Издрык и все тут. Он замкнут, нетороплив. Медлительность отражается и на прозе – последний на сегодня роман Издрыка, «АМТМ», вышел почти четыре года назад. И только в этом году – сборник публицистики «Флешка». Тем не менее, Юрко не только книги пишет – он еще и открывает литературные таланты: вот уже 17 лет редактирует культовый «журнал текстiв и вiзiй» «Четвер»...
– Юрко, редакторская работа за столько лет не надоела?
– Еще как! И уже давно! Время от времени ищу новые формы: для журнала, для его продвижения. Например, на фестивале «Флюгеры Львова» мы с иванофранковским киноклубом «Куб» и диджеями презентовали аудиовизуальный номер «Четверга» в трамвайном депо.
– Как думаете, литературные журналы вообще сейчас кому-то нужны?
– В традиционном бумажном виде они понемногу теряют свою роль, особенно если говорить об оперативном реагировании на литературные процессы. Журналам, издательствам никак не успеть за интернетом. Фестивальная презентация слэм-поэзии значительно быстрее, чем публикация в журнале, обеспечит узнаваемость автора. Понятно, что традиционные формы литературной презентации теряют популярность. Вообще, мне кажется, литература в Украине – модная тема: писать, публиковаться, посещать литтусовки... А это ведь тянет за собой и такое-сякое чтение. Все это очень интересно, такого я не наблюдаю больше нигде. Рано или поздно мы таки войдем в эту fucking Европу, и начнется то, что преобладает там – сытая буржуазная скука.
– То есть о литературном застое в Украине говорить не приходится?
– Нет, конечно! Количество новых молодых авторов – бешеное. Харьковчане очень активны. Впрочем, сейчас я меньше слежу за литпроцессом, чем в то время, когда «Четвер» был ориентирован на молодежную литературу, и свершились все эти открытия – Любко Дереш, Ирэна Карпа, Таня Малярчук, Светлана Поваляева... Единственная проблема – литературное пространство у нас остается неструктурированным. Зайдешь в книжный магазин, а там на одной полке и триллеры Кокотюхи, и поэзия Андруховича: ставят рядом только потому, что это – украинские авторы. Но жанры-то разные! То же – в головах. В Польше, например, такой беспорядок сложно представить.
– А как вы можете охарактеризовать украинскую литературную тусовку?
– Ее нет, в этом-то и дело. В украинской литературе вот уже сколько лет – разные тусовки, группы, и принадлежность к какой-либо из них стала определяющей не только при раздаче премий, но и критических пинков; от тусовок зависит попадание и непопадание в альманахи, в издательские планы и т. д. С другой стороны, борьба за доступ к «корыту» меня смешит, так как нет самого «корыта». Разве Шевченковская премия (в этом году она составила 130 тыс. грн. – Ред.) может обеспечить свободную творческую жизнь на продолжительное время?! А кто живет на писательские гонорары? Исключая Забужко, Андруховича, Куркова – единицы.
Самый популярный миф обо мне? Мол, секрет литературной карьеры Издрыка – в том, что он знает, с кем и когда спать... Чувствуешь себя эдаким гигантом! А вот частые заявления Ирэны Карпы про Издрыка как сексуального идола – из серии дружеских шуток. Мне даже приятно: молодые читательницы будут думать, что я – настоящий секс-символ
Но и это хорошо. Печально и смешно, что самая рьяная борьба идет не между этими тремя писателями, а между авторами второго, третьего, четвертого, пятого и прочих «эшелонов». За что – непонятно. Ведь издать книгу в Украине – не проблема. Межтусовочные войны выглядят по крайней мере странно, так как ни к чему существенному не привязаны. Главное – «светиться». Как теперь говорят, – голый пиар. Это – как с поп-звездами: перестанешь упоминать так называемую «звезду» в желтой прессе – и она исчезнет, ведь живет день, как бабочка.
– А вы сами – неужто никогда не создавали мифов вокруг своей персоны?
– О чем вы говорите! Тут и без меня «мифотворцев» хватает. Для моей размеренной семейной жизни легенды и слухи уже не составляют угрозы, но все равно приятного мало. Знаете, какой самый популярный миф обо мне? Мол, секрет литературной карьеры Издрыка – в том, что он знает, с кем и когда спать... Замечательно! Чувствуешь себя эдаким гигантом! А вот частые заявления Ирэны Карпы про Издрыка как сексуального идола – из серии дружеских шуток. Мне даже приятно, почему бы и нет! Молодые читательницы будут думать, что я – настоящий секс-символ. Что же касается литературной карьеры – эти слухи ничего не дают. Да и где она, эта карьера? Стоит ли с кем-то спать ради, скажем, увеличения тиража с 1 до 10 тыс. экземпляров? Ведь это никак не отразится на моих гонорарах.
– Вы – действительно такой затворник, как о вас говорят?
– Да. Я не люблю ни городов, ни природы. Люблю свою квартиру. Оптимальный симбиоз всего урбанистического для меня – это Ивано-Франковск. Киев же не люблю особенно – слишком большой для меня этот город, несоизмеримый с моим мозгом. Несмотря на то, что тут масса чудесных людей, и, думаю, можно жить очень комфортно... Хотя иногда все-таки выйти из дому в радость. Сейчас вот репетирую с группой «Перкалаба», которая пригласила меня на роль клавишника. Будем вместе выступать на фестивале «Шешоры» (он пройдет с 12 по 14 июля в селе Воробеевка Немировского района Винницкой области. – Ред.)! Я езжу в Ивано-Франковск на репетиции, поездки меняют весь мой режим, но я радуюсь этому как ребенок.
– Как же проходит ваш обычный день?
– Скорее не день, а ночь. С трех до девяти я делаю вид, что готовлюсь к активной ночной жизни, а с девяти до пяти пытаюсь улечься спать. Ну, пару раз в месяц пишу колонки – во львовскую газету «Пост-Поступ», которая выходит раз в месяц, и в пражский «Украинский журнал». Мне не ставят условий – рефлексирую на любые темы.
– И какие темы лично вам интерсны? За наукой, к примеру, следите?
– В принципе, да. С особенным интересом – за тем, как в разных странах борются с теорией Дарвина. Она ведь по сути своей антинаучна, что давно доказано биологами, зоологами, генетиками, но ее до сих пор преподают в школе. С другой стороны, в школе изучают и массу других глупостей... Или вот прочитал недавно книгу одного японского профессора о гиперпространстве – и несмотря на то, что у меня техническое образование, все никак не мог представить себе 26-мерное пространство. Но однажды ночью это все же удалось!.. Также меня интересуют нанотехнологии, биология мозга, психологические механизмы зависимостей.
– А сны?
– Конечно! С ними же вся моя «карьера» связана. Роман «Воццек», который неожиданно стал бестселлером – тираж был раскуплен за месяц, – полностью построен на снах. Потом был период лет в десять, когда я совсем не видел снов, а недавно они снова начались – событийные, в коричневато-зеленых тонах, похожие на пластилиновую анимацию. Это стабильный мир – возвращаюсь на те же улицы. Снится Берлин – таким, как мы его знаем: то есть город-столица, хотя на самом деле это – город-университет...
– Критики иногда называют ваше творчество «риторическим апокалипсисом». А вы сами конца света ожидаете?
– Как можно его ожидать? Он же не одномоментно произойдет! Мне приятнее фантазировать, что мы уже живем в Апокалипсисе. А может быть, никакие это и не фантазии...